Версаль
Версаль
Возведен по приказу Людовика XIV "короля-солнце" с целью показать всему миру абсолютную, обожествленную власть короля. Версаль воплощает борьбу двух начал. Символ торжества абсолютной монархии и памятник величия Франции, демонстрация богатства французской национальной культуры конца XVII века.
Строительство началось в 1661 году (на основе охотничьего замка Людовика XIII в Версале) и продолжалось несколько десятилетий.
С 1682 года стал постоянной резиденцией короля.
|
Архитекторы - Луи Лево, Жюль Ардуэн-Мансар. Оформление парков - Андре Ленотр. Планировка парка, идеи скульптур и фонтанов, проекты интерьеров - Шарль Лебрен. Авторы скульптур дворца и парка - Марси, Тюби, Лонг, Жирарден. Конструирования водоснабжения фонтанов - Пьер де Франсини. Проект Большого Трианона - Жюль Ардуэн-Мансар.
Ядро комплекса - дворец от него отходят террасы и аллеи, к нему сходятся три лучевых проспекта города - средний в Париж, два других во дворцы Сен-Клу и Со.
Отделка внутренних помещений в стиле барокко. Центральное место во дворце принадлежит Зеркальной галерее длиною 73 м. Внутреннее пространство галереи визуально расширяется с помощью зеркал расположенных в нишах напротив 17 окон. Через арочные проемы галереи открывается вид на главную аллею парка. Дворцовый парк с фонтанами, бассейнами, украшенными скульптурами раскинулся на 100 га. Длина ограды, его окружавшая, 43 км. Парк украсили 1400 фонтанов и более 2 тысяч ваз и статуй.
|
Планировка Версаля имела прообразы в барочных садах Италии и Голландии. Новое в Версале то единство пространственного замысла, которое соединяло одной магистралью дворец и парк и придало подчиненное значение всем сопутствующим элементам. В основе парка положена веерная композиция. По мере удаления от дворца отрезки отдельных частей планировки становятся крупнее, а просторы шире. Это "обратная перспектива" рождает впечатление возрастания пространственного ритма.
В Версале впервые Ленотр сделал планировку аллей, расходящихся из центра подобно лучам, а не под прямым углом. Планировка версальского парка наиболее выдающийся образец французского регулярного парка, отличающаяся чистотой и гармонией форм, в его "зеленой архитектуре" наиболее последовательно выражен эстетический идеал классицизма.
Парк начинается у самого дворца. На песчаной площадки стояли вазы Войны и Мира. Две мраморные ступени ведут к двум бассейнам, украшенными статуями, олицетворяющие реки Франции - Луару и Луар, Сону и Рону, Марну и Сену, Гаронну и Дордонь. От бассейна вниз ведет мраморная лестница к террасе с цветником в центре, в середине расположен фонтан, украшенный фигурой Латоны. За фонтаном Латоны разбит газон (600 м х 60 м). В глубь парка ведет Королевская аллея (Зеленый ковер). Ленотр придал парку западно-восточную ориентацию, благодаря чему лучи восходящего солнца отражаются в Большом канале и бассейнах. За Латоной - овальный бассейн Аполонна, а дальше широкий канал. Замыкают парк за 3 км от дворца пирамидальные тополя. |
Боскеты (роща) - настоящий зал из листвы деревьев с амфитеатром дерновых скамеек. В боскете Зеленый театр располагались места для зрителей. Три аллеи украшали фонтаны и позолоченные скульптуры.
В саду цветы цвели круглый год. Чтобы Людовик XIV не видел увядающих цветов, их выращивали в горшках. Ленотр имел в распоряжении до двух миллионов горшечных цветов.
Версальский парк насыщен скульптурами - статуями, фонтанными и скульптурными группами, вазами с рельефами, которые замыкают перспективы аллей, обрамляют площади, сочетаются с фонтанами и аллеями.
В Версале много фонтанов. Например, в боскете Лабиринт было 39 фонтанов со скульптурами зверей из басен Эзопа. Был фонтан в виде дерева, из листьев которого неожиданно выбрасывались струи воды. Ряд фонтанов посвящен прославлению Людовику IV.
При "короле-солнце" трудно было обеспечить 1400 фонтанов водой, поэтому в Марли, на пути из Парижа в Версаль, была сооружена система забора воды из Сены. Но и этого оказалось недостаточно, поэтому появился план соорудить отводной канал от реки Эр. Правда, из-за огромных затрат от этого плана король был вынужден отказаться. Большие фонтаны приводились в действие лишь тогда, когда на них смотрел король.
Большой канал (длина - 1 600 м, ширина - 60 м) был облицован мрамором. По каналу устраивались прогулки на венецианских гондолах.
В Версале помимо псарни, молочной фермы и курятника были дворы, где содержались страусы, слоны и газели.
|
После смерти Ленотра в 1701 году парк стал постепенно приходить в запустение. Грабы были заменены дубами, кленами и липами. Лабиринт и другие боскеты исчезли, многие украшения парка, статуи и фонтаны были сломаны и уничтожены.
Парки в стиле Ленотра созданы впоследствии в Шёнбрунне, Дрездене, Потсдаме, Мюнхене. Многие сады в Англии и сейчас сохранили ленотровский стиль подстрижки деревьев. А во Франции почти все парки при дворцах были созданы или переделаны Ленотром.
Просмотров: 18640